Анимация - значит одушевление - Статьи - Киновидеообъединение «Крупный План»

Анимация - значит одушевление

«Дайте мне Кафку, и вы получите музыкальную разноцветную комедию»
Давид Черкасский

Это лето выдалось урожайным для поклонников отечественной анимации – Киновидеообъединением «Крупный план» после тщательной покадровой реставрации в цифровом формате выпущены фильмы, невероятно популярные среди детей и взрослых в нашей стране: мультсериалы «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит» и полнометражный фильм «Остров сокровищ». Все – авторства мэтра советской, а ныне украинской анимации Давида Черкасского. Уже не одно поколение детей выросло на этих веселых лентах, фирменные фразочки давно разошлись на цитаты, а во время показа их по телевизору было просто невозможно переключиться на другой канал – эти мультики, несмотря на то, что давно заучены наизусть, обладают буквально гипнотическим действием. А теперь их влияние становится и вовсе опасным – не иметь их в своей DVD-коллекции попросту нелепо.

В анимацию Давид Янович Черкасский влюбился еще в детстве, когда увидел «Барона Мюнхгаузена», снятого на «Союзмультфильме» в тридцатые годы. Правда, его профессией мультипликация стала отнюдь не сразу – Черкасский закончил Киевский инженерно-строительный институт и по его окончании устроился работать инженером в проектную организацию, где уже тогда прослыл очень веселым человеком. А когда однажды ему позвонил друг и сказал, что на «Киевнаучфильме» создается отделение мультипликации, Давид понял – это его шанс. «Когда я пришел на студию, у кабинета директора уже сидели человек тридцать художников со своими картинами, но, на мое счастье, Григорий Семенович Александров ничего не понимал в мультипликации. Он посмотрел мои картинки и сказал: «О-о-о, да это же то, что нам нужно!» Новоиспеченных киевских аниматоров повезли в Москву, на «Союзмультфильм», набираться опыта. Творческий процесс там, по словам Черкасского, состоял в бесконечных возлияниях: «В коридорах пахло целлулоидом, ходили полупьяные художники…» Затем киевлянам показали классические диснеевские ленты, и для них это стало настоящим откровением. Но, вернувшись в Киев, Черкасский понял – надо идти своим путем. Тогда же он познакомился с художником Радной Сахалтуевым, бурятом по происхождению, закончившим московский ВГИК и попавшим в Киев по распределению. Их творческий тандем, единожды сложившись, сохранился на десятилетия – все до единого мультфильмы Давида Черкасского поставлены при участии Сахалтуева. Додик и Раднуша, как называют  они друг друга, за долгие годы работы бок о бок даже ни разу не поссорились!
Первый же фильм, который Давид Черкасский поставил как режиссер в 1965 году – снятый на заказ ролик о противопожарный безопасности «Тайна черного короля» – получил премию на анимационном фестивале в Румынии за лучший дебют. Снятую двумя годами спустя ленту «Колумб причаливает к берегу», поставленную по политическому памфлету Ильфа и Петрова, украинские бюрократы от искусства встретили без особых возражений. «В художественном кино следили за каждым кадром, а когда показывали анимацию, чиновники просто радовались: «Смотрите, мультяшки!» – вспоминает Давид. В следующем своем, уже полнометражном фильме он экранизировал одно из самых вольнодумных и недооцененных произведений Владимира Маяковского – «Мистерию-Буфф». Эта постановка стала поистине революционной – тогда Черкасский впервые применил прием, ставший впоследствии его излюбленным: сочетание живых актеров и рисованной и перекладной анимации. Кроме того, в художественных фрагментах фильма, которые представляли из себя пластическую пантомиму – жанр для советского театра весьма необычный, новаторский – были заняты актеры московского Театра на Таганке, который в то время привлекал самое пристальное внимание как зрителей, так и властей. В результате украинские чиновники ленту приняли, а Госкино СССР – нет.
Затем была сказка «Короткие истории» (1970), поставленный по украинской народной сказке «Волшебник Ох» (1971), приключенческий «Вокруг света поневоле» (1973) и бытовая сатира «Какого рожна хочется?» (1975). Но главное произведение его жизни настигло Давида Черкасского, как когда-то сама работа мультипликатора, случайно. Одной из первых прочитанных им в детстве книг были «Приключения капитана Врунгеля» с прекрасными иллюстрациями Константина Ротова, которые поразили Давида на всю жизнь. Поэтому когда ему походя предложили сделать экранизацию этой книги, он с радостью ухватился за эту идею. Три года шла работа над лучшим, не побоимся этого слова, отечественным мультсериалом. Результат всем известен – «бандито-гангстерито» со товарищи триумфально шествуют по экранам уже больше двадцати пяти лет.
«Передохнув» немного на короткометражке для взрослых «Крылья», Черкасский снимает вторую часть своей «пиратской» трилогии – веселый, взбалмошный, наполненный нетипичными гэгами «Доктор Айболит». И, наконец, к 1988 году завершается работа над «Островом сокровищ», который вобрал в себя все лучшее, что создал Давид к этому времени. Неудержимо смешная, остроумная лента, выполненная в блестящей технике прорисовки – настоящий шедевр не только отечественной, но и мировой мультипликации, сопоставимый с лучшими фильмами Уолта Диснея, Рене Лалу и Хаяо Миядзаки.

Капитан «Черной Каракатицы» из «Врунгеля» полностью перерисован из «Айболита»

А что же сейчас? Сейчас Давид Черкасский снимает телерекламу, изредка – политические ролики, работает в качестве приглашенного гостя у немцев и французов, а также является бессменным президентом международного анимационного фестиваля «Крок». Разменял восьмой десяток, но по-прежнему весел, бодр и жизнерадостен – танцует рок-н-ролл, может выпить за вечер бутылку коньяку и, как в старые добрые времена, ухаживает за женщинами, без которых не мыслит своей жизни. Но, в конце концов, биография – не главное, когда речь заходит о Творце с большой буквы, главное – это его творения. На них-то мы сейчас и попытаемся взглянуть более пристально.
Давид Черкасский придумал несколько авторских художественных методик и всякий раз с блеском их применял. Сочетание анимации и художественной съемки, о котором говорилось выше – очень запоминающийся прием, позволяющий соединить мир реальный и мир полностью вымышленный, этот прием обладает прекрасным юмористическим эффектом, хотя и требует идеального совпадения игры актеров и движений рисованных персонажей. Правда, в «Капитане Врунгеле» в качестве пленочных фонов были задействованы преимущественно волны, но и это придало морским сценам мультфильма удивительную динамику и свежесть – никакими красками не нарисуешь царственную водную стихию лучше, чем она есть на самом деле. Зато в «Острове Сокровищ» Черкасский «оторвался» на славу – начальная сцена отличается превосходным владением приемами совмещения: капитан Флинт в исполнении живого актера и «мультяшный» Билли Бонс демонстрируют отличную сыгранность!
Еще одна деталь фирменного почерка режиссера – захватывающие дух трехмерные «пролеты», имитирующие панорамирование в художественном кино. Только, разумеется, в анимации возможности еще шире, никакой технике не угнаться за полетом творческой мысли! Вымышленная «камера» Черкасского летает вокруг персонажей по самым немыслимым траекториям – 180 градусов, 360, сбоку, снизу, сверху, или наблюдает за происходящим из самых неожиданных точек, наподобие зеркального отражения в глазах симпатичных грифов, сидящих на краю обрыва. Те же американцы не рисовали такого никогда, только лет пятнадцать назад такие фокусы с «трехмерным пространством» получили распространение в анимации, причем исключительно за счет 3D-технологий.
Другая запоминающаяся черта – прорисовка на экране звуковых эффектов. «Бум!», «Бац!», «Дзинь!», «Фш-ш-ш» - все эти звуки отображаются в виде соответствующих надписей, придавая происходящему легкий привкус иронии. Разумеется, Давид не просто скопировал этот прием из американских комиксов, да и откуда было взять их в СССР в конце семидесятых, например, когда снимался «Врунгель»? Нет, это ироничное обыгрывание поп-культурных канонов корнями своими уходит в ту необыкновенную широту творческих взглядов, присущую украинским аниматорам, которые создавали свою студию практически «с нуля», никому не подражая. Также как и весьма своеобразная техника рисунка Радны Сахалтуева – у этого художника весьма узнаваемый, очень оригинальный собственный стиль. Помимо работы в анимации, Сахалтуев иллюстрировал детские книги, а также долгие годы являлся бессменным карикатуристом украинского юмористического журнала «Перец», на страницах которого его работы сразу привлекали взгляд именно благодаря особой технике, объемной и одновременно гротескной.

Первый фильм в дилогии «Остров сокровищ» взял Большой приз на фестивале телефильмов в Минске, второй – приз «За лучший полнометражный фильм» на анимационном фестивале в Киеве

Важная часть успеха мультипликационного фильма – озвучивание персонажей. С Давидом Черкасским работали лучшие отечественные актеры – Армен Джигарханян, Семен Фарада, Зиновий Гердт, Юрий Яковлев. Самое поразительное, что, как признается сам знаменитый аниматор, они напрямую влияли на то, какими именно становились персонажи, которым они подарили свои голоса. «Ты им что-то рассказываешь, они выполняют намного лучше, ну а уже потом, отталкиваясь от их голосов, я иначе рисую анимацию», – вспоминает Черкасский. Даже хрестоматийный капитан Врунгель должен был быть, по задумке режиссера, немного иным, не таким уж положительным персонажем – ведь по книге он врунишка и хвастун почище Мюнхгаузена. Но добрейший Зиновий Гердт вдохнул в него свои черты, и Врунгель вышел таким, каким мы его знаем и любим.
Впрочем, технические приемы и творческие методы – это отнюдь не то, за что любят фильмы Черкасского. Главный секрет, наверное, в том, что Давид Янович никогда не думал, как будут воспринимать его работы, он просто делал то, что ему нравилось, то, что он любил, вкладывая в фильмы свою душу. «Не надо ни для кого делать картину. Ни для детей, ни для взрослых, только как ты умеешь». А Юрий Норштейн, чьи работы высоко оценены по всему миру, но отношение к ним детей, мягко говоря, неоднозначно, говорил про Черкасского: «Он сумел каким-то чудом поймать детскую интонацию»… Уже не одно поколение отечественных аниматоров воспитано на работах киевского весельчака – так, его учеником считает себя Александр Татарский, один из самых известных мультипликаторов в России, автор знаменитой «Пластилиновой вороны», руководитель студии «Пилот» и президент Суздальского анимационного фестиваля.
Необходимо сказать несколько слов и о труде реставраторов КВО «Крупный план», благодаря которым лучшие мультфильмы Давида Черкасского увидели свет на DVD. Здесь надо немного приоткрыть завесу тайны, скрывающую некоторые особенности производства анимационных фильмов в нашей стране. Дело в том, что материально-техническое снабжение всех студий, не исключая даже центральную – «Союзмультфильм» – шло по остаточному принципу. И целлулоид, на котором рисовались в те годы движущиеся объекты в рисованной анимации, и пленка, на которую они снимались – все поставлялось мультипликаторам далеко не самого высокого качества. Первосортные материалы шли – догадайтесь, куда? – в оборонную промышленность, ну, а что останется – на нужды культуры. Поэтому сейчас покадровая реставрация анимационных фильмов, которую проводит «Крупный план» - весьма непростая задача. Скажем, в случае с «Островом сокровищ» она была решена с блеском – цвета посвежели настолько, что фильм производит впечатление снятого в наши дни, а пленочные артефакты практически исчезли. А вот «Капитану Врунгелю» повезло меньше – состояние исходных материалов фильма, снятого около тридцати лет назад, было попросту плачевным. Но и тут реставраторы сделали все возможное – они практически сотворили чудо, воссоздав творческое наследие Давида Черкасского буквально «из руин». Отечественной анимации есть чем гордиться, и выпуск на DVD этих прекрасных лент – яркое тому подтверждение.

Максим Депутатов (Total DVD №10. Октябрь, 2006)

 




Вернуться назад




© Сайт Close-up.ru - официальный сайт объединения «Крупный план»