Оценивая сегодня культурное наследие прошедшего века, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что многие образцы «старого» отечественного кинематографа вовсе не постарели. Такова особенность подлинных произведений искусства, в которых живут душа, талант, мастерство их создателей. К сожалению, у пленок, хранящихся в архивах, иные «взаимоотношения» со временем: зачастую их физическое состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Спасительный выход из положения возник с появлением новых материалов и цифровых технологий. Полная реставрация фильма включала несколько этапов.
Прежде всего, была осуществлена глубокая реставрация исходных киноматериалов, хранящихся в Госфильмофонде России. В самом начале работ мы убедились в том, что качество исходного материала, предназначенного для оцифровки, не соответствует высоким требованиям нового формата. Нам пришлось столкнуться с такими дефектами, как ошибки в цветопередаче, деградация фонограмм на магнитных носителях, «дыханием плотности» пленки, выраженном в чередовании более светлых и темных участков изображения и т. д. Поэтому и было решено первым делом отреставрировать кинопленку.
Этим занялись специалисты Госфильмофонда РФ, которые провели огромную работу, включающую в себя глубокую реставрацию негатива и печать новой позитивной кинокопии. Реставрация негативов заключается в том, что их замачивают на несколько дней в специальных растворах, чтобы восстановить эластичность пленки и за счет разбухания фотографического слоя по возможности убрать некоторые физические дефекты. Затем негативы сушат, полируют, убирают пыль. После этого негатив подается в копировальный цех, где с него делают копию на низкоконтрастной пленке Kodak, которая отличается мягкостью и прозрачностью. Причём сначала печатаются установочные ролики - несколько фрагментов из фильма в разных режимах печати (на этом этапе вступают в дело цветокорректировщики). Эти установочные ролики привозят в «Крупный план», где выбирается оптимальный для дальнейшей работы режим печати.
На кадрах пример того, как выглядит изображение до и после реставрации (фильмы «Гранатовый браслет», «Цареубийца» и «Карнавальная ночь»).
На стадии цифровой перезаписи и восстановления фонограммы к работе подключается Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), где производится перезапись 35-мм магнитной фонограммы на цифровые носители.
В дальнейшем из фонограммы, записанной на одну-три дорожки, делается полноценный шестиканальный звук. Сначала фонограмма реставрируется, убираются всевозможные шумы и щелчки, порой даже восстанавливаются пропавшие участки. Если в кадре присутствует какой-либо звук, пусть даже слабо и на заднем плане, он будет выделен - для того, чтобы звучание было более объёмным. Таким образом, не только изображение, но и звук реставрируется, фактически, покадрово.
Загрузка плеера
|
На втором этапе киноизображение переводится в цифровой формат D5 или Digital Betacam на установке телекино URSA DIAMOND с системой цветокоррекции da Vinchi.
При этом переводе основная работа - это цветоустановка. Если есть возможность, для консультаций обязательно приглашаются операторы старых фильмов. Их помощь иногда позволяет не только восстановить первоначальное качество изображения, но и улучшить его. Перевод занимает от недели до месяца, при этом тщательно отсматривается каждая сцена, каждый план. По ее окончании получаются те цвета, которые вы затем увидите на DVD. Именно здесь закладывается основа качества.
На финальной стадии в компании «Крупный план» осуществляется цифровая реставрация каждого кадра фильма и ремастеринг звука. Фильм «нарезается» на файлы по 500 кадров (в среднем получается 250-300 таких файлов), которые раздаются художникам-реставраторам. В каждом кадре по отдельности они при помощи специальных программ убирают дефекты пленки: загрязнения, царапины, монтажные склейки. Работы на этом этапе проводятся без применения компрессии сигнала, что позволяет сохранить качество цветопередачи, глубину резкости на уровне исходной цифровой записи.
В случае необходимости помимо обычного клонирования фрагментов кадров применяются разработанные в объединении специальные методы. Кроме того, служба контроля, ОТК, отсматривает материал после цифровой реставрации, и если обнаруживаются некие неустраненные дефекты, производится доработка.
После окончания реставрации изображения фильм снова соединяется в единое целое и сбрасывается на цифровые носители (ленту D5), затем происходит сведение изображения с «обесшумленной» фонограммой. Весь материал пересчитывается в формат DVD. Параллельно с этими работами создается меню, подбираются дополнительные материалы, пишется DLT-лента, которая уходит на завод для производства дисков.
Лента D5 в дальнейшем используется для изготовления мастер-лент других форматов: Betacam-SP, Digital Betacam, DVCPRO. С одной из таких записей и была сделана Ваша DVD-копия фильма.
О реставрации в высоком разрешении, которой «Крупный план» начал заниматься сравнительно недавно, следует несколько слов сказать особо.
Новый формат домашнего видео высокой четкости Blu-ray предоставил зрителям возможность восприятия изображения, звука и фильмов в целом в совершенно ином качестве по сравнению с предшествующими форматами. Это качество сопоставимо с премьерным показом в кинотеатре, а иногда, как говорят сами режиссеры, и превосходит премьерный показ.
Технология, которая прежде использовалась объединением «Крупный план» для реставрации шедевров отечественного кинематографа при выпуске DVD, была полностью изменена.
Прежде всего, новая технология включает в себя работу исключительно с исходным негативом фильма (а не позитивом, как ранее).
Исходные материалы фильмов бережно реставрируются в Госфильмофонде – пленка увлажняется в специальных камерах в течение нескольких дней для придания ей эластичности, производится ультразвуковое обеспыливание, подклеиваются поврежденные части кинолент.
После этого материал покадрово сканируется специалистами Госфильмофонда в режиме высокой четкости 2К и передается в объединение «Крупный план».
Следующий этап: покадровая (около 130 000 кадров на фильм) ручная компьютерная реставрация с использованием современных программно-аппаратных комплексов. Задачей реставраторов является прежде всего ликвидация дефектов, вызванных временем: царапин, пятен грязи, повреждений эмульсионного слоя, а также оставшейся пыли. Кроме того, устраняются дефекты, связанные с несовершенством технологии прошлого века: мерцание, нестабильность изображения.
Выравнивается уровень шума и резкость; восстанавливаются поврежденные либо утраченные кадры. На каждой стадии ведется контроль за тем, чтобы, убирая дефекты, полностью сохранить всю полезную информацию.
И наконец фильм попадает в руки профессионального колориста, который осуществляет цветокоррекцию, то есть выравнивает изобразительный материал по цвету и приводит его в соответствие с авторским замыслом. В ходе цветокоррекции проводятся консультации с операторами и режиссерами фильмов – если, конечно, такая возможность существует.
Объединение «Крупный план» на основе получаемых от Госфильмофонда сканированных материалов проводит всю реставрационную работу на своей технической базе и затем не только выпускает фильмы в формате Blu-ray, но и передает отреставрированные цифровые материалы на хранение в Госфильмофонд РФ.
Поскольку все работы проходят в разрешении большем, чем необходимо для выпуска фильма на Blu-ray, полученные цифровые материалы позволяют напечатать новые кинокопии отреставрированных фильмов на современной плёнке.
Мы надеемся, что у Вас останется хорошее впечатление от качества записи и что Вы запомните, какой большой труд стоит за маленькой стилизованной фигуркой античного дискобола, которую мы решили сделать символом «заново рождённых» фильмов, составляющих славу и гордость отечественного кино.